О рисовании и обо мне

Меня зовут Ирина, сейчас я живу в Москве, родом из Тульской области. Родным городом, как и все понаехавшие, все же считаю Москву. По первому образованию я лингвист и переводчик с английского языка.

Однажды мне показалось этого мало, и я окончила экономический факультет и умею управлять предприятием, так написано в дипломе.

Так получилось, что предприятием я не управляю, а вместо этого рисую. Рисовать я стала относительно недавно, немногим больше года назад. (Тут все говорят: «Вау!») Я нигде специально не училась, таких, как я называют самоучками (опять «Вау!»)

Год назад, находясь в декрете, мне очень захотелось делать что-то, кроме ухода за ребенком. Я достала акварель и начала рисовать. Кажется, это были маки. Кажется, срисованные с ютьюба. С того момента я рисую почти каждый день. Купила массу обучающих книг, рисовала по видеоурокам, то есть сначала копировала то, что нравится.

Потом решила пойти поучиться. Как раз я была беременна, выбрала курсы, пошла. Показала преподавателю свои рисунки, она спросила, нигде ли я не выставляюсь, тоже сказала: «Вау», но усадила меня чертить шар и куб. Потом еще пара уроков стандартных упражнений, и я побежала к знакомому американскому преподавателю живописи спросить, действительно ли надо так скучно сначала рисовать муляжные яблоки. Он мне посоветовал бежать с этих курсов, пока они не убили желание и «мой особый взгляд», а также посоветовал просто найти в искусстве то, что нравится и стремиться быть на уровне. Так я и поступаю с тех пор.

По-моему, у меня нет пока еще своего индивидуального стиля, но мне кажется, что я к нему приближаюсь. Среди всего многообразия тем, объектов для рисования, жанров иллюстрации, моя любовь и моя страсть — это цветы. Изучать цвет, фактуру, форму, детали растений доставляет мне самое большое удовольствие. И то, что я рисую сейчас основное свое время — это не картины, а именно иллюстрации, с отсутствием фона, просто растение, максимально приближенное к реальности. Некоторые из моих рисунков даже получают оценки «Вау!»

Очень надеюсь со временем перейти от ботанической иллюстрации (botanical illustration) к ботаническому искусству (botany art), то есть от информационной картинки, рассказывающей о структуре растения, к рисунку, выражающему особый взгляд на объект, игру света и тени, переходы цвета. Есть все-таки между этими двумя понятиями разница.

Если описать процесс творчества, то, пожалуй, основным словом будет «нон-стоп». С двумя маленькими детьми не так много времени, чтобы сесть и полноценно рисовать. Поэтому я рисую в голове. Это происходит постоянно. Иногда, когда появляется время для реального рисования, я даже не знаю, что и выбрать для реализации. Иногда я заранее, вечером, пока нет дневного света, делаю наброски карандашом. Иногда практикую одновременную работу над несколькими рисунками. Могу точно сказать одно: рисование — это мой отдых, моя медитация и мое личное пространство.

И уж очень о личном. Я не люблю слово «писать» применительно к процессу. Оно мне почему-то не нравится. Я рисую. А еще у меня, как у самоучки, синдром самозванца. Мне неловко, когда меня хвалят, честно. Наверное, только в последнее время я признала, что столько людей, включая профессионалов, не могут ошибаться, и начала верить комплиментам.

Из-за отсутствия у меня художественного образования, я не смогу, к сожалению, составить большой список художников, вдохновляющих меня. Конечно, это П.-Ж. Редуте, Дж. Пакстон, великие ботанические иллюстраторы. Но если говорить о вдохновении, то меня вдохновляет все. Рассвет, мандарин на столе, чаинки в кружке и, конечно, природа. Любой самый невзрачный цветок при ближайшем рассмотрении великолепен. Я слышала мнение, что быть художником — это по-особому смотреть на мир, обращая внимание на детали, линии, формы, цвета, тени, свет. Так оно и есть. Глядя на ствол дерева, я думаю, как его нарисовать, и вижу больше того, что видит рядом стоящий человек.

Несмотря на то, что у меня трое детей, я бы не сказала, что они как-то влияют на то, что я делаю. Но думаю, что это только пока. У меня в мечтах и планах поучиться рисовать портреты и тогда, несомненно, они станут первыми и лучшими моими моделями. А сейчас могу сказать, что скорее мне помог декретный отпуск, который освободил мне время для меня самой.

Наверное, у каждого рисующего человека, иллюстратора, художника есть мечта о реализации, о признании. Если говорить немного идеалистично, то моя мечта — достичь такого уровня, чтобы мне самой нравились свои работы настолько, чтобы я могла нарисовать и сказать: «Вау!» Я хочу уметь передавать свое впечатление от той красоты жизни, какое я вижу. Никаких остросоциальных мотивов, никаких вызовов системе и провокаций. Жизнь прекрасна и удивительна, она цветная и гармоничная, и я хочу уметь это показывать.

Комментарии