Знаменитые художники-самоучки
или модных художников, посещали частные художественные школы, вечерние художественные классы. Это и Т. Жерико, и Ван Гог, и А. Тулуз-Лотрек, и Амедео Модильяни.
Это М. Ю. Лермонтов и П. Федотов, П. Филонов и К. Малевич.
Однако Википедия дает определение самоучки как человека, самостоятельно получившего образование высокого уровня не только вне стен учебного заведения, но и без помощи обучающего. Такие люди называются автодидактами, от древнегреческого «обученный сам». Противоположностью ему является дилетант, который хоть и может получить знания автодидактическим путем, но это знание зачастую ограничено и поверхностно. Автодидакт же,
как правило, проявляет необыкновенные способности, неутомимое прилежание и твёрдую волю,
и, как следствие, находит профессиональное применение своим знаниям, а иногда и общественное
и научное признание.
Билл Тейлор
В наши дни автодидактов можно найти, прежде всего, в области искусства, изучения иностранных языков и естественных наук. Необычным автодидактом можно назвать американского художника Билла Трейлора, который начал рисовать в возрасте восьмидесяти лет и стал всемирно известным.
![](https://static.wixstatic.com/media/02eafb_b31e7ae75a7646828d20369d8fe17045.jpg/v1/fill/w_265,h_321,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01/02eafb_b31e7ae75a7646828d20369d8fe17045.jpg)
Анри Руссо
Пожалуй, самый известный художник-автодидакт — Анри Руссо (1844–1910).
Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль.
Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт
в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.
Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871–1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался
в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое открыло двери своих выставок для всех желающих.
Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма,
к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
![](https://static.wixstatic.com/media/02eafb_a9221025f0ef4cc6a517f3e381e56063.jpg/v1/fill/w_608,h_411,al_c,lg_1,q_80/02eafb_a9221025f0ef4cc6a517f3e381e56063.jpg)
Нико Пиросмани
Нико Пиросмани (1862–1918) — грузинский художник-самоучка.
Родился Нико Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, в Восточной Грузии, в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне.
Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую
по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал
в лавке. Однако в начале XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины,
вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов.
Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры.
Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков.
Современник вспоминал, что «Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия... ». За то, что он был всегда опрятно одет, был горд
и независим, его часто называли «графом».
В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани.
А в жизни он был очень одинок, его считали человеком «не от мира сего». Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю.
В начале 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер
в полном одиночестве.
Поль Гоген
Родился Нико Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, в Восточной Грузии, в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне.
Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую
по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал
в лавке. Однако в начале XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины,
вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов.
Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры.
Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков.
Современник вспоминал, что «Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия... ». За то, что он был всегда опрятно одет, был горд
и независим, его часто называли «графом».
В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани.
А в жизни он был очень одинок, его считали человеком «не от мира сего». Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю.
В начале 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер
в полном одиночестве.
![](https://static.wixstatic.com/media/02eafb_55772055b8b54b359d5c7af11ca455d5.jpg/v1/fill/w_328,h_437,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01/02eafb_55772055b8b54b359d5c7af11ca455d5.jpg)
Поль Гоген
Поль Гоген (1848–1903), наряду с Сезанном и Ван Гогом,
был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
До семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери.
Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь
в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
После переезда во Францию Гоген хотел поступить в мореходное училище, но не выдержал конкурса и нанялся в плавание в качестве ученика лоцмана. Будучи в Индии, он узнаёт о смерти матери, которая в своём завещании рекомендует ему «сделать карьеру, так как он совершенно
не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако он женится, начинает коллекционировать импрессионистов и писать свои первые пейзажи. Постепенно коллекционера начинают воспринимать как художника, и он все чаще принимает участие в выставках импрессионистов.
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам
и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает
на Таити и пишет целых 80 полотен. После кратковременного возвращения во Францию,
из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию, где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом.
На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227
его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.
был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
До семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери.
Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь
в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
После переезда во Францию Гоген хотел поступить в мореходное училище, но не выдержал конкурса и нанялся в плавание в качестве ученика лоцмана. Будучи в Индии, он узнаёт о смерти матери, которая в своём завещании рекомендует ему «сделать карьеру, так как он совершенно
не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако он женится, начинает коллекционировать импрессионистов и писать свои первые пейзажи. Постепенно коллекционера начинают воспринимать как художника, и он все чаще принимает участие в выставках импрессионистов.
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам
и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает
на Таити и пишет целых 80 полотен. После кратковременного возвращения во Францию,
из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию, где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом.
На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227
его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.
![](https://static.wixstatic.com/media/02eafb_536a8b2351c7409083f56e442ac828f5.jpg/v1/fill/w_586,h_431,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01/02eafb_536a8b2351c7409083f56e442ac828f5.jpg)
Это, конечно, далеко не полный перечень художников-автодидактов. Но уже из него можно понять и поверить в то, что системное академическое образование не является обязательным условиям известности и величия. Напротив, при напряжённом и постоянном изучении своего предмета,
не подавляемом чужими предрассудками, автодидакты нередко открывают новые пути, находят новые точки зрения и тем самым приносят искусству большую пользу. Но их вклад не всегда оказывается актуальным или востребованным, поскольку они часто находятся в изоляции, и им недостает внешних оценок и советов от других специалистов, которые, в случае ошибок, могли бы исправить или предоставить недостающие материалы.
В заключение хочется процитировать Кейко Танабе, профессионального акварелиста
и преподавателя. Самоучка, она очень быстро добилась признания, а ее работы получили множество престижных наград.
Она увлекалась искусством с детства. Как она признается, никто не ругал ее рабты, и это
ее мотивировало. Лишь во взрослом возрасте она посетила один курс рисования, перед тем как полностью уйти в живопись и сделать увлечение профессией, то есть зарабатывать этим.
— Какой бы вы дали совет любителям искусства, которые не решаются сделать шаг
от любительского искусства к профессиональному?
— Это большой шаг и я знаю, что он дается очень непросто. Приходится принять много решений и много препятствий преодолеть. Как только вы осознаете, что искусство —
ваше предназначение и вы хотите заниматься живописью профессионально, разработайте план и следуйте его пунктам постепенно. Процесс может занять месяцы и годы. Во время этого процесса, я думаю, важно верить, что вы профессиональный художник и вести себя соответственно. Люди постепенно примут вас как художника, будут поддерживать,
и это поможет осуществить переход.
не подавляемом чужими предрассудками, автодидакты нередко открывают новые пути, находят новые точки зрения и тем самым приносят искусству большую пользу. Но их вклад не всегда оказывается актуальным или востребованным, поскольку они часто находятся в изоляции, и им недостает внешних оценок и советов от других специалистов, которые, в случае ошибок, могли бы исправить или предоставить недостающие материалы.
В заключение хочется процитировать Кейко Танабе, профессионального акварелиста
и преподавателя. Самоучка, она очень быстро добилась признания, а ее работы получили множество престижных наград.
Она увлекалась искусством с детства. Как она признается, никто не ругал ее рабты, и это
ее мотивировало. Лишь во взрослом возрасте она посетила один курс рисования, перед тем как полностью уйти в живопись и сделать увлечение профессией, то есть зарабатывать этим.
— Какой бы вы дали совет любителям искусства, которые не решаются сделать шаг
от любительского искусства к профессиональному?
— Это большой шаг и я знаю, что он дается очень непросто. Приходится принять много решений и много препятствий преодолеть. Как только вы осознаете, что искусство —
ваше предназначение и вы хотите заниматься живописью профессионально, разработайте план и следуйте его пунктам постепенно. Процесс может занять месяцы и годы. Во время этого процесса, я думаю, важно верить, что вы профессиональный художник и вести себя соответственно. Люди постепенно примут вас как художника, будут поддерживать,
и это поможет осуществить переход.
(Из книги К. Стерхова «Мастера акварели»)
![](https://static.wixstatic.com/media/02eafb_90cc4711cca94e9cb4eae40c0ae510e0.jpg/v1/fill/w_558,h_371,al_c,lg_1,q_80/02eafb_90cc4711cca94e9cb4eae40c0ae510e0.jpg)
Комментарии
Отправить комментарий