Знаменитые художники-самоучки

Художников, не получивших систематического художественного образования, история живописи знает довольно много. Большинство из них тем не менее учились в мастерских известных 
или модных художников, посещали частные художественные школы, вечерние художественные классы. Это и Т. Жерико, и Ван Гог, и А. Тулуз-Лотрек, и Амедео Модильяни.
Это М. Ю. Лермонтов и П. Федотов, П. Филонов и К. Малевич.

Однако Википедия дает определение самоучки как человека, самостоятельно получившего образование высокого уровня не только вне стен учебного заведения, но и без помощи обучающего. Такие люди называются автодидактами, от древнегреческого «обученный сам». Противоположностью ему является дилетант, который хоть и может получить знания автодидактическим путем, но это знание зачастую ограничено и поверхностно. Автодидакт же, 

как правило, проявляет необыкновенные способности, неутомимое прилежание и твёрдую волю, 
и, как следствие, находит профессиональное применение своим знаниям, а иногда и общественное 
и научное признание.

Билл Тейлор
В наши дни автодидактов можно найти, прежде всего, в области искусства, изучения иностранных языков и естественных наук. Необычным автодидактом можно назвать американского художника Билла Трейлора, который начал рисовать в возрасте восьмидесяти лет и стал всемирно известным.



Анри Руссо

Пожалуй, самый известный художник-автодидакт — Анри Руссо (1844–1910).
Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль. 

Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт 
в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.

Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871–1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался 

в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое открыло двери своих выставок для всех желающих.

Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, 

к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.



Нико Пиросмани
Нико Пиросмани (1862–1918) — грузинский художник-самоучка.
Родился Нико Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, в Восточной Грузии, в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне. 

Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую 
по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал 
в лавке. Однако в начале XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, 
вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов.

Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры. 

Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков.

Современник вспоминал, что «Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия... ». За то, что он был всегда опрятно одет, был горд 

и независим, его часто называли «графом».

В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. 

А в жизни он был очень одинок, его считали человеком «не от мира сего». Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю.

В начале 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер 

в полном одиночестве.




Поль Гоген
Поль Гоген (1848–1903), наряду с Сезанном и Ван Гогом, 
был крупнейшим представителем постимпрессионизма. 

До семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. 

Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь 
в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. 

После переезда во Францию Гоген хотел поступить в мореходное училище, но не выдержал конкурса и нанялся в плавание в качестве ученика лоцмана. Будучи в Индии, он узнаёт о смерти матери, которая в своём завещании рекомендует ему «сделать карьеру, так как он совершенно 

не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако он женится, начинает коллекционировать импрессионистов и писать свои первые пейзажи. Постепенно коллекционера начинают воспринимать как художника, и он все чаще принимает участие в выставках импрессионистов.

Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам 

и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает 
на Таити и пишет целых 80 полотен. После кратковременного возвращения во Францию, 
из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию, где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. 

На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 

его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.



Это, конечно, далеко не полный перечень художников-автодидактов. Но уже из него можно понять и поверить в то, что системное академическое образование не является обязательным условиям известности и величия. Напротив, при напряжённом и постоянном изучении своего предмета, 
не подавляемом чужими предрассудками, автодидакты нередко открывают новые пути, находят новые точки зрения и тем самым приносят искусству большую пользу. Но их вклад не всегда оказывается актуальным или востребованным, поскольку они часто находятся в изоляции, и им недостает внешних оценок и советов от других специалистов, которые, в случае ошибок, могли бы исправить или предоставить недостающие материалы.

В заключение хочется процитировать Кейко Танабе, профессионального акварелиста 

и преподавателя. Самоучка, она очень быстро добилась признания, а ее работы получили множество престижных наград. 

Она увлекалась искусством с детства. Как она признается, никто не ругал ее рабты, и это 

ее мотивировало. Лишь во взрослом возрасте она посетила один курс рисования, перед тем как полностью уйти в живопись и сделать увлечение профессией, то есть зарабатывать этим.

   — Какой бы вы дали совет любителям искусства, которые не решаются сделать шаг 

от любительского искусства к профессиональному?

   — Это большой шаг и я знаю, что он дается очень непросто. Приходится принять много решений и много препятствий преодолеть. Как только вы осознаете, что искусство — 

ваше предназначение и вы хотите заниматься живописью профессионально, разработайте план и следуйте его пунктам постепенно. Процесс может занять месяцы и годы. Во время этого процесса, я думаю, важно верить, что вы профессиональный художник и вести себя соответственно. Люди постепенно примут вас как художника, будут поддерживать, 
и это поможет осуществить переход.

(Из книги К. Стерхова «Мастера акварели»)



Комментарии