Просто о сложном. Композиция рисунка

Композиция — это то, с чего начинается каждый рисунок. Еще до того, как художник приступит к работе,в его голове выстраивается образ, контур, очертание будущей картины. На этом этапе не лишним будет вспомнить об основных приемах построения композиции.

Первое правило

Очень простое правило, родившееся еще в 18-м веке для пейзажных рисунков, — это правило третей.
Оно является упрощенным правилом золотого сечения и не нагружено непонятными математическими знаками. Все просто. Мысленно поделите будущую работу, как на рисунке.




А теперь горизонтальные линии будущего рисунка расположите на горизонтальных линиях схемы, а вертикальные на вертикальных. Например, линия горизонта должна проходить не посередине, а по одной из этих линий.




Одиноко стоящее дерево, здание, цветок, фонарные столбы располагайте на вертикальных линиях.




Ключевые моменты рисунка, на которых вы акцентируете внимание, располагайте в точках пересечения линий. Например, так. Смотреть надо на божью коровку.




А если портрет, то так.




Второе правило
Второе правило немного сложнее. Край одного предмета не должен быть продолжением или соприкасаться с краем другого предмета, повторять его форму и располагаться на одной линии. Правило, действительно, непростое, и в нем ошибались даже великие. У них и поучимся.




Поль Сезанн «Персики и груши». Обратите внимание на высокий молочник, а именно на его ручку, на самую верхнюю ее точку. Видите, что линия темной драпировки позади молочника проходит прямо по верхней точке ручки? Идеально было бы, если бы драпировка проходила либо чуть выше, либо чуть ниже. Лучше, конечно, выше, чтобы белый молочник котрастировал с темной тканью.


Еще одно полотно Сезанна «Пьеро и Арлекин».


Внимание на трость Арлекина. Трость поднимается у него из-за плеча, а затем появляется касательной к кругу шляпы Пьеро и заканчивается, почти упираясь в колпак на шляпе. Если приложить линейку к началу трости, то становится очевидно, что трость изгибается дугой Очевидно, Сезанн увидел в процесе работы, что прямая белая трость как раз коснется белой шляпы Пьеро и создаст ощущение композиционной путаницы, потому и решил загнуть ее. То, что является основой орнамента, а именно соприкосновение линии и круга, недопустимо в предметно-изобразительном искусстве.
Второй момент — это кусок занавеса за спиной Пьеро, который опускается острым клином и в самом конце соприкасается с окружностью шляпы.

А вот удачное композиционное решение — это линия пола. Бордюр не пересекает ни колени,
ни ступни персонажей.


Теперь давайте посмотрим на знаменитую «Девочку на шаре» Пабло Пикассо.



А — линия холма над головой сидящего. Это место искусственно высветлено, чтобы создать контраст с волосами, и повторяет форму головы. С точки зрения композиции это нежелательно. Наверняка Пикассо заметил это уже в ходе работы и не стал исправлять линии.
Б — линия одного из оврагов совпадает с линией на шортах девочки.
В — линия плеча сидящего совпадает с линией оврага, по которому идет лошадь.
Г — эта ошибка видна на подлиннике. Здесь тон земли гораздо светлее, чем на остальной картине, и отвлекает внимание от центра.


А хотите идеальную с точки зрения композиции картину? Анри Матисс «Разговор».


Безукоризненная картина по горизонтали делится на пять равных частей.
Нижняя часть доходит ровно до сиденья кресла.
Следующая — до нижней части окна.
Третья по ширине совпадает с решеткой.
Четвертая доходит до верха головы сидящей женщины.
Пятая — от шеи мужчины до верха холста.

Здесь нет никаких случайных совпадений.
Линия 2 не совпадает с линией руки в кармане.
Линия 3 не совпадает со сгибом локтя мужчины, не совпадает с плечом сидящей женщины.
Линия 4 также не натыкается ни на какие-либо случайные элементы.

Посмотрите теперь на вертикальные линии. Правая вертикальная линия, идущая вдоль окна, не совпадает с линией ножки кресла. А нижний край платья находится не на одной линии с верхним изгибом кроны дерева.

Зачем это все, к чему такие сложности? Действительно ли это так необходимо? Если бы не эта идеальная композиция, фигуры на картине не воспринимались бы каждая так отчетливо. И мужчине, и женщине выделено свое, особое место, на их фигурах расставлен равнозначный акцент, но они не являются отражением друг друга.


Теперь, когда я знаю эти правила, я везде в своих рисунках вижу эти ошибки, замечаю их уже в процессе работы. Если что-то удается исправить, то я сразу замечаю, как выгоднее и выигрышнее начинает смотреться элемент.

Что же делать, если вы пишете с натуры, к примеру, городской пейзаж, а дерево по высоте равно дому? Следуйте принципу Якоба ван Рейсдала, «пересаживайте деревья». Вы художник, вы рисуете новый, идеальный мир, вы можете делать в своем мире что угодно.

Хотите вопрос для самопроверки? Посмотрите на это красивое фото цветов и скажите, что надо исправить для лучшей композиции?


Мне кажется, что правый цветок надо сдвинуть еще немного правее, левый цветок поднять чуть выше, и обратить внимание на то, что левый цветок находится на одной линии с зелеными листьями. Их надо развести на разные горизонтальные линии.

Возможно, я ошибаюсь. В этом нет ничего страшного, ошибались даже великие.

Рисуйте, творите с удовольствием, придумывайте идеальные композиции или ломайте правила и ищите новые подходы. Успехов и вдохновения!

Комментарии