Немного из истории ботанической иллюстрации

Представляю вам отрывок из черновика книги о ботанической иллюстрации, над которой я работаю. Эта книга расскажет вам о появлении ботанической иллюстрации, о ее истории и расцвете. О том, что значит современная ботаническая иллюстрация и почему она так популярна в оформлении интерьеров.
Мы обратим внимание даже на медитативную составляющую ботанического рисования. Этому небольшому теоретическому экскурсу посвящена первая часть книги.


Начало

Можно сказать, что ботаническая иллюстрация появилась благодаря отсутствию у средневековых медиков фотоаппаратов. Изображение растений в медицинских и гастрономических целях становилось жизненно необходимым занятием. Съедобные растения как-то надо было отличать от ядовитых, а растения, полезные для врачевания, узнавать и применять в изготовлении лекарств. Поэтому ботанической иллюстрацией занялись прежде всего медики и фармацевты.

За основу взяли работы древних греков, это и было большим недостатком первого этапа ботанической иллюстрации. Самая большая работа древнегреческого художника Педаниоса Диоскорида, отца ботанической иллюстрации, De materia medica была написана в 60 г до н.э. и на последующие полторы тысячи лет эта работа стала фундаментом для описания растений и их медицинских характеристик. Средневековые же иллюстраторы вместо наблюдения и изображения живых, существующих растений, веками копировали друг друга, часто с ошибками, вызванными непониманием и неумением разобрать более древние манускрипты. Так продолжалось до начала 16 века, когда ботаническая иллюстрация обратила свой взор на живую природу.

Пьетро Андреа Маттиоли (1500–1577), итальянский фармацевт и ботаник, известный сегодня своими комментариями и переводами греческих ботанических текстов, применял гравюру с использованием маленьких деревянных блоков. Из-за этого образ растений приобретал угловатые формы, что сильно отличалось от того, что можно наблюдать в природе. Однако художник пытался украсить образы, заполняя пространство листвой, пытаясь показать тени и глубину.


Далеко вперед шагнул Пьер Бюйяр (1780–1793), французский ботаник и медик, который создал более 600 цветных иллюстраций растений. В соответствии с традицией, он разделил их на медицинские, ядовитые и съедобные. Поверх гравюры он использовал три цветных оттенка и делал это так тонко и изящно, что его иллюстрации сегодня — одни из самых приятных для созерцания среди наследия 18-го века.


Время путешествий и научных открытий

В середине 16 века экзотические растения стали попадать в Европу вместе с первыми мореплавателями. Радости ботаников и садоводов не было предела. Исследователи и колонизаторы старались угодить королевскому двору и состоятельным представителям знати, снабжая их диковинными цветами
и животными.

Правительства Британии, Испании, Голландии, Франции и Германии были крайне заинтересованы
в медицинском, экономическом и научном использовании природных ресурсов далеких стран. Королевские сады Британской империи, колонизировавшей немалую часть мира, стали центром ботанических исследований. Позднее Американские исследователи предпринимали целые ботанические экспедиции, обнаруживая сотни новых растений. И у них все также не было фотоаппаратов, а транспортировать образцы из Америки и Дальнего Востока было делом невозможным. Все знают Капитана Кука, но мало кто слышал
о том, что в его кругосветном путешествии принимал участие ботаник и пять художников.

Charles Plumier, 1646–1704
Description des Plantes de Amérique... Paris: Imprimerie Royale, 1693.

The Botanical Magazine, or, Flower-garden displayed ... 
(London : Printed for W. Curtis by S. Couchman)


Henry John Elwes, 1846–1922.
A Monograph of the Genius Lilium, by Henry John Elwes; illus. by W. H. Fitch. London: Taylor and Francis, 1877–80

Искусство иллюстрации в научной ботанике
Настоящую революцию в ботанике и ее иллюстрации произвел Карл Линней (1707–1778), шведский
ботаник и исследователь. В своих работах он ввел новую систему организации и наименования растений.
Его система прижилась, и диалог между разными учеными сразу стал намного проще.

Концепция Линнея основывалась на системе размножения растений, и это сразу отразилось
на иллюстрации. Акцент переместился со всего растения на цветок или цветок вместе с фруктом.
По сравнению с более ранними иллюстрациями это был резкий контраст. Количество информации
о семенах, корнях, стеблях уменьшилось в разы, а в цветах, напротив, внимание было уделено каждому лепестку, каждой прожилке.

Ботанические иллюстраторы того времени могут быть прекрасными образцами для обучения.

Charles Louis L'Heritier de Brutelle, 1746–1800

Это первая книга, в которой в качестве иллюстратора был привлечен Редуте. Автор книги, состоятельный ботаник-любитель, дал первый заказ 25-летнему художнику и обучил его техникам рассечения и деталям анатомии цветка. Уже в этой книге прослеживаются приемы рисунка, по которым узнают Редуте —
это использование контраста света и тени для создания трехмерного эффекта и предполагаемое продолжение растения за пределы листа бумаги.

Многие считают Пьера-Жозефа Редуте величайшим в истории ботаническим иллюстратором. Живописи он учился у своего отца в лучших традициях голландской школы изображения растений. Ботанику изучал
в Парижском музее Естественнй истории, там его талант и раскрыл один из профессоров.
Среди поклонников Редуте была и королева Мария-Антуанетта.


Женское искусство
Уже начиная с 18-го века женщины активно увлекались ботанической иллюстрацией, однако
до сегодняшнего времени их вклад едва был оценен. Мало того, что иллюстрации, созданные женщинами, никогда не включались в отдельные сборники, а печатались только в общих изданиях, но издатели и критики не считали нужным даже упоминать имена художниц, иногда ссылаясь на такое тривиальное объяснение, что иллюстрации слишком хороши, чтобы быть созданными женщинами.

Первое серьезное исследование женской ботанической иллюстрации было сделано только в 1996 году, когда свет увидела книга Джека Крамера «Женщины цветов».

Иллюстратор Мария Сибилла Мериан (1647–1717)

Идеальная ботаническая коммерция
Удивительно или закономерно, но к следующему этапу развития ботаническую иллюстрацию подтолкнули коммерсанты. Книги, содержащие образцы растений, выращиваемых в питомниках, печатались в 1850–1870 годах в Рочестере и распространялись торговцами среди садоводов и фермеров. Картинки, украшавшие эти издания, имели одну цель — заставить потенциального покупателя приобрести книгу. Поэтому изображения цветов и фруктов на страницах таких справочников были слишком идеальны, слишком красивы.

В основном иллюстрации были сделаны по трафарету и немного подредактированы вручную, но там же можно встретить и прекрасные акварельные рисунки. Мало кого из авторов тех иллюстраций мы знаем
по именам, они и не были профессионалами. Скорее всего, эти иллюстрации выполняли местные женщины, которые просто занимались копированием. Но стиль узнается сразу — яркие краски, небольшая глубина изображений, простой фон.

D. M. Dewey.
The Specimen Book of Fruits, Flowers and Ornamental Trees. Carefully drawn and colored from nature, for the use of nurserymen. Rochester, N.Y.: D. M. Dewey [circa 1875].

Позднее компании, продающие семена, также стали выпускать свои каталоги с использованием
черно-белых отпечатанных иллюстраций. Вскоре изображения стали цветными, не такими «прекрасными», как в книгах с образцами из питомников, поскольку эти издания просто были дешевле.

Период между 1880 г. и Первой мировой войной считается золотым веком каталогов семян. И надо сказать, что иллюстрации там были выполнены с неплохим вкусом и в отличной цветовой гамме.

Landreths' Seeds For Spring Seeding 1902. Philadelphia: David Landreth & Sons, 1902.

В 1920-х годах на смену иллюстрации пришла фотография и золотой век ботанического искусства подошел к концу.
Для того, чтобы снова расцвести в наше время.

Продолжение следует.

Если вам понравился пост, поделитесь им в соцсетях.

Комментарии