Вдохновение. Май

Тема для майского поста о вдохновении родилась сама собой, стоило только появиться солнцу, теплу и непреодолимому желанию поселиться на улице, чтобы не пропустить эту чудесную погоду. Весной все рисующие люди стайками и по одиночке тянутся на открытый воздух, по-французски plein air. Соцсети заполняются постами на тему: ОТКРЫТ СЕЗОН ПЛЕНЭРОВ!
На фото мой скромный пленэрный набор, вмещающийся в сумку.
 1.  Пенал с кистями. Иногда, чтобы облегчить себе ношу, я беру 2-3 самые ходовые кисти. На пленэре я также пользуюсь кистями вотербраш, с резервуаром для воды. Они очень удобны для больших заливок, но для проработки деталей мне они кажутся неудобными.

2.  Походный набор акварели Ван Гог из 12 цветов. Набор очень удобный, внутри металлическая палитра и прекрасная складная кисть. Частый вопрос — хватает ли 12 цветов. Не всегда, но даже из 12 цветов намешать можно бесконечное количество вариантов. В последнее время я пытаюсь собрать свою пленэрную палитру из тюбиков. Что-то уже вырисовывается, но до идеальной картины еще далеко. Поэтому, когда не очень хочется думать и экспериментировать, я беру старые добрые изученные Белые ночи.

3.  Два скетчбука. Почему два? Во-первых, они разного формата. Во-вторых, экономится время, не надо долго ждать, пока просохнет один скетч, можно сразу браться за второй либо рисовать одновременно два.

4.  Бутылка с водой и пленэрное ведерко для воды. Вместо ведерка вполне можно использовать одноразовые стаканчики.

5.  Зажимы для бумаги, чтобы закрепить страницу и ее не переворачивало ветром и она не очень коробилась от воды.

6.  Карандаш.

7.  Ластик.

8.  Бумажные салфетки.

Что и говорить, приятно собраться на пленэр, почувствовав себя чуть ли не импрессионистом, выбрать живописное место, уютно устроиться на скамеечке в тени или наоборот на солнышке и создать шедевр. Шедевр ли?

Сегодняшний пост посвящен работе с натуры. Трудностям, которые возникают при создании набросков, умению видеть натуру, а правильнее сказать чувствовать ее, а также таланту зарисовок, скетчей, полноценных пленэрных рисунков. 

Книги
Рисование с натуры невероятно увлекательно и интересно для меня, но одновременно и чрезвычайно сложно. Бывает, что ничего не получается. И тогда я начинаю думать. Много думать, искать подсказки, решения, советы. Настоящим открытием неожиданно стала книга Феликса Шайнбергера «Альбом ваших идей. Учимся делать эскизы в дороге».

Приведу пару цитат оттуда, которые заставляют по-другому взглянуть на вещи, задуматься о том, как ты смотришь и что ты при этом видишь.

«Когда вы задались вопросом, насколько реалистично нужно изобразить объект, можно констатировать, что вы пошли по очень тонкому льду. В сущности, эта реальность — не простая и не захватывающая. Существует только угол зрения. И он у каждого наблюдателя свой. Борец за свободу для одного — это террорист для другого.

Реальность — это компромисс множества способов восприятия. Так что реалистический рисунок — это некое общее понятие, а вовсе не действительность. Все сильно зависит от того, что вы хотите сообщить. Если у вас на сердце желание передать мельчайшие детали вашего объекта, то вам придется быть очень точным. Если же речь идет о передаче состояния души или движения, то, возможно, будет лучше, если вы сделаете ваш рисунок более экспрессивным. 

И сверхреалистичный рисунок — не реален, если вы несправедливы к объекту. Наоборот, быстрый эскиз — например, эскиз настроения — может адекватно отражать реальность, не будучи объективно реалистичным. Звучит парадоксально, но сама реальность не слишком реалистична».

Гениально. Не копировать то, что видишь, пытаясь добиться максимальной реалистичности, а в первую очередь услышать себя, свои эмоции и изображать уже их.
Ну и еще одна выдержка из книги:

«Не стесняйтесь рисовать так, как чувствуете. По рисунку должно быть видно, как вы относитесь к своему объекту! ... Компромисс в искусстве означает смерть. Чем ярче эмоции в рисунке, тем он интереснее».
Кроме таких общих мыслей в книге много практических советов, а также действительно эмоциональных и экспрессивных примеров набросков и эскизов.

Вторая книга, о которой я хочу рассказать, менее эмоциональна и более практична. Это книга Берта Додсона «Ключи к искусству рисунка».
Да простят меня авторы отечественных изданий, но оказывается, что уроки рисунка могут быть интересными, написанными простым человеческим языком и очень повседневными. Книга учит, как на себе, на своих домашних, с помощью карандаша в качестве измерительного предмета, отточить навыки быстрых зарисовок. На примере набросков великих мастеров автор рассказывает о разных манерах рисования, предлагая выбрать наиболее близкую себе, учит абстрагироваться от частного и видеть общее, воспринимать объект как он есть, а не как заложено шаблонами в нашем сознании. В общем, рекомендую полистать как минимум и сделать несколько заданий как максимум.

А как это выглядит на практике?
Всегда хорошо сто раз услышать, но намного лучше один раз увидеть. Окей, почувствовать, прислушаться, рассмотреть суть. На словах понятно, а как это выглядит вживую? Вот пара примеров, отобранных по принципу #учиться _только_у_лучших.

К своему стыду не сохранила имя автора этой работы. Кажется, это Kazuo Kasai, но я могу ошибаться. Поправьте меня. Однако вглядитесь в натуру и в рисунок. Вы видите историю, рассказанную в акварели? Попробуйте увидеть и почувствовать то, что видел и чувствовал художник.

Ну а это великий и прекрасный Alvaro Castagnet. И снова хочется сравнивать и пытаться понять художника.
Ну и мои скромные потуги. Натура против рисунка. Учусь, пытаюсь.

Мастер малого жанра
Когда я увидела эскизы этого акварелиста, я сразу вспомнила Антона Павловича Чехова. Гений малого жанра рассказа, не написавший ни одного крупного романа, но ставший великим благодаря коротким зарисовкам из жизни.

Хочу познакомить вас с Яном Лесашером (Yann Lesacher). Этюды, наброски, зарисовки, живые настолько, насколько это вообще возможно. Нельзя скопировать сюда весь интернет, как бы ни хотелось это сделать. Поэтому заклинаю погуглить это имя. Вы получите нереальное удовольствие, и я даже боюсь, что схватите акварель и карандаш и побежите зарисовывать.












Это все, что я хотела сегодня рассказать. Надеюсь, вы вдохновились на то, чтобы выйти в поля, в леса, на берега рек и прудов, в город, а в дождливую погоду просто порисовать дома с натуры. Обязательно и только с натуры!
Теплой вам погоды, живописных видов и удачи. Все на пленэр!


Комментарии