Вдохновение. Июнь

В сети Инстаграм набирает обороты небывалый по размаху конкурс Ботанический Баттл, и, естественно, июньская статья будет о ботанической живописи.

Если взглянуть на этот жанр сквозь призму времени, то я делю ботаническую живопись на три больших этапа.

Во-первых, это самое начало, зарождение этого направления, когда ботаническая иллюстрация имела исключительно научное предназначение. Вы сразу узнаете эти иллюстрации. Они подробно и довольно сухо показывают все части растения, от корня до семян. Сечения, разрезы, подписи — все это характерно для иллюстраций того периода.

Второй период начался в тот момент, когда в ботанической науке была совершена революция, и первостепенное значение стало придаваться репродуктивным органам растения, а именно цветку и плоду. На иллюстрациях того времени зацвели цветы, их показывали крупным планом, на них привлекалось все внимание. Для себя я называю этот период классической ботанической иллюстрацией и живописью.
Подробнее об этих периодах я писала в статье об истории ботанической иллюстрации.

Ну а мое сердце отдано современной ботанической живописи. Наверное, я очень не люблю строгие правила и уважаю новаторство, бунт и прогресс. В этой статье я расскажу вам о тех иллюстраторах, которых люблю больше всего. Сразу предупреждаю, что не получится рассказать обо всех, придется выбирать. Свой выбор я попытаюсь объяснить.

Если надо назвать одного художника, то, пожалуй, мой любимый — это Elaine Searle. Я восхищаюсь ее стилем, умением строить образы на контрастах интенсивных и блеклых цветов, глубоких и, напротив, невыраженных оттенков. В каждой работе есть глубина, пространство, воздух, объем и крайне деликатная, эстетически выдержанная прорисовка.





На своих мастер-классах и курсах я объясняю, что ботаническая иллюстрация — это не гиперреализм, хотя реалистическое изображение растения лежит в основе этого жанра. Но у ботанической живописи своя философия, и она в корне отличается от целей гиперреализма. По-моему, единственной задачей гиперреалистического изображения является то, чтобы смотрящий воскликнул: «Это не фото?!? Да ладно?? Ну ничего себе!»

В то время как ботаническая иллюстрация возложила на себя более благородную миссию — показать растение в той красоте, в какой его подарила нам природа. Поэтому в ботанической иллюстрации всегда стоят акценты на красоте и гармонии этого природного дара, а значит ботанический художник может немного идеализировать, приукрасить цветок, сделать его более эталонным, чем мы встречаем в природе.

Иногда грань между ботанической иллюстрацией и гиперреализмом проследить невозможно. Как, например, в работах Кэролин Дженкинс (Carolyn Jenkins), ее работы я тоже очень люблю.



Количество деталей поражает. Вообще ботаническая иллюстрация — это максимум внимания деталям. Понятно, что чем больше деталей вы добавите, тем реалистичнее и эффектнее будет смотреться работа. Но как справиться с таким количеством мелких подробностей? Кто-то прибегает к помощи лупы, разглядывая через увеличительное стекло и натуру, и помогая себе в работе. Я же призываю облегчить себе жизнь и увеличить формат. Попробуйте перейти на формат А3 и больше, вы почувствуете большую свободу в действиях.

Посмотрите, например, на эту иллюстрацию прекрасного ботанического художника Рози Сандерс (Rosie Sunders):

А теперь посмотрите на художника за работой и обратите внимание на формат. Поверьте, это еще не самый большой.

Как думаете, сколько деталей (прожилок, ворсинок, шероховатостей, несовершенств) можно уместить на таком формате. Неудивительно, что результат впечатляет.

К слову о несовершенствах. Современная ботаническая живопись больше не несет таких научных целей, как это было раньше, поэтому художники поняли, что могут позволить себе показать намного больше, чем допускалось в классической ботанической иллюстрации. А мы теперь можем восхищаться самыми необычными ракурсами и всеми возможными состояниями растений от момента появления бутона до увядания. Этим мне и нравится современная ботаника. По сравнению с прошлыми веками в ней появилась поэзия. Хрупкость, недолговечность, настоящая жизнь от рождения до смерти, обо всем этом рассказывает современная ботаника. Вот некоторые работы для вас:





Предметом изображения для современного иллюстратора являются совсем, казалось бы, непримечательные вещи. К примеру, палочки. Да, обычные палочки. Но зачем изображать палочки? Возможно, для того, чтобы мы обращали внимание на самые мелкие подробности окружающего нас мира и видели в них красоту природы? Посмотрите, разве не об этом работы Дэвида Моррисона?

Здесь названы далеко не все имена потрясающих иллюстраторов, художников. Хотелось бы узнать о ваших любимых иллюстраторах. Поделитесь со мной в соцсетях, я буду очень признательна.
Еще раз желаю успеха всем участникам Ботанического Баттла. Спасибо, что увлекаетесь и любите такую тонкую вещь, как ботаническая иллюстрация.

Комментарии